«Сказание об Анне»

Признаюсь, я давно не была в нашем кимрском театре, поэтому очень волновалась: не разочаруюсь ли вновь? Что за спектакль «Сказание об Анне» по произведению З. Тоболкина, я не знала тоже. Но с первых же минут действа на сцене меня, что называется, захватило. Счастливая деревенская семья – молодые, чуть за сорок лет муж Демид (актер А.А. Азовсков), жена Анна (актриса Н.В. Азовскова), трое сыновей. Калинкины. Все работящие, веселые. Пусть баламуты, озорники, но честные, с открытой душой и большим сердцем, совестливые парни. В центре – мать, стоящая горой за своих сыновей, мужа. Она может своих мальчишек и дрыном отходить «за дело», но другим в обиду не даст. Течет размеренная деревенская жизнь со своими бедами, проблемами. И все они очень разные – эти деревенские жители. По-разному ведут себя в различных жизненных ситуациях. Бранятся, мирятся. (Хочу сказать, что режиссеру, актёрам удалось передать дух предвоенной русской деревни). И вдруг война!

Все меняется моментально. Я не театральный критик и не берусь пересказывать и разбирать спектакль, тем более что он психологически очень труден. Но на долю разных по духу и характеру людей выпала сложнейшая задача – в конкретных, отмеченных яркой индивидуальностью, характерах воплотить то общее, типичное, что выразило бы силу удивительного духа того времени, времени войны. Всему, без исключения актерскому составу удалось показать масштаб и значение самой темы. Чем дальше развивается действие на сцене, тем больше понимаешь, что у этих столь разных людей общего значительно больше, чем казалось.

Вот сама Анна, чуть ли не подравшаяся с Екатериной (актриса В.Д. Злыдова) из-за того, что последняя всячески ругала ее сына Кирилла за оставленную «с пузом» родную сестру Стешу и посылавшая ей проклятия буквально за несколько часов до войны. Обе очень и очень разные. Первая, как бы поточнее сказать, более правильная что ли, вторая – бьет наотмашь, без всяких церемоний. Или вот почтальон Евсей Рязанов (актер В.В. Бутаков), вредный мужичонка (а каково это похоронки-то носить и слышать вдовий вой). Куда ему до правильного Демида Калинкина или до председателя сельсовета Федота Бурмина (актер А.В. Филатов), или мудрого старика Семена Саввича (актер В.В. Сухарев). Они – другие. Молодые – тоже другие. Молодость во все времена молодость. Но как все вдруг меняется, когда звучат из черного репродуктора слова о начале войны. И мы видим, что у этих настолько разных людей – молодых, старых, мужчин, женщин, детей – общего больше. Общее горе, черным туманом нависшее над страной, общая ненависть, общее желание Победы. Оно – это общее в лице каждого из них. Актерам великолепно это удалось передать. Забываются распри, ссоры и раздоры, пришла беда в наш общий дом.

Главная героиня Анна Калинкина, потерявшая на войне всех – мужа Демида, старших сыновей Федора (актер А.А. Кулаев) и Кирилла (актер Р.А. Богомазов). Младшенький Ждан (актер Д.В. Ващенко) добровольцем уходит на фронт, но в первом же бою, проявив всю юношескую дерзость и смелость, получает тяжелейшие ранения. Мать из госпиталя привозит умирающего сына домой в надежде выходить. Невыносимо видеть страдания матери, когда умирает ее последний сынок. Актрисе Азовсковой удается показать силу духа русской женщины. Вообще, то, что происходило на сцене, столь реально, столь захватывающе.

Вот они, наши отцы и матери, бабушки и дедушки – молодые, красивые, сильные. Сильные духом – вот что важно. Они не сдались на милость врагу. Они выстояли. Да, почернела душа от горя у Анны, но не загрубела. Повязав черные платки, потуже затянув пояса на телогрейках, затаив свое горе, наши бабы сеяли, пахали на коровах и быках, кормили хлебом весь фронт. И, выпив чарку горького вина, плясали от отчаяния и боли так, что того гляди половицы лопнут — есть такая сцена в спектакле. Здесь много подобных сцен, потрясающих до глубины души.

Умирающий от ран Ждан просит деда Семена Саввича спеть ему «Священную войну». Дед на мгновение теряется: «Сейчас, сейчас». «Нет, потом. Узнаешь когда», — отвечает умирающий юный солдат. И вот зазвучал он, этот набатный клич: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». И зрительный зал встал. Думаю, не у одной меня в течение действа на сцене не единожды подкатывал комок к горлу и по лицу текли слезы. Знаю, что спектакль готовился к 75-летию Победы, но тогда его не удалось показать зрителям. Так идите и смотрите сейчас. Он будит нашу память. Да, требует больших душевных сил, а это значит, не дает нам зачерстветь.

Главному режиссеру, Заслуженному артисту России Евгению Викторовичу Сикачеву, всем актерам и всем тем, кто работал над этим спектаклем, низкий поклон. Этой постановкой вы пробуждаете нашу совесть, которую иные утратили. Вы заставили вспомнить наших родителей, бабушек и дедушек, наших близких, выстоявших в Великую Отечественную, победивших и потом восстановивших из пепелища страну. На примере жителей одной деревни в спектакле удалось показать могучую силу всего нашего народа. Я многих таких Анн знала лично, знала их трагические истории, писала об этих женщинах. Поистине, «без вас бы не было победы, как жизни б не было без вас». Особое спасибо актрисе Н.В. Азовсковой за Анну. Вам удалось прожить нелегкую жизнь этой женщины.

И напоследок. На спектакль я пришла со своим 14-летним внуком. После, когда вышла из театра, я ни о чем не стала его спрашивать. Когда же уже дома, ближе к ночи он пришел пожелать мне спокойной ночи, первое, что сказал: «Спасибо, бабушка, что взяла меня с собой в театр и на этот спектакль». Я все поняла – это должны, непременно должны видеть наши внуки. Это должны видеть в общем-то  разные люди. Сегодня так много говорится о черствости наших сердец, так вот уверена, что «Сказание об Анне» их разбередит.

З. Кораблина