История театра

Каждый конкретный театр – живой организм на определенной стадии своего развития. Может быть, в этом его неповторимость, его тайна, его откровение. Театр рождается от искренней любви, он крепнет идеями, пробами, удачами. Он здоров, бодр, оптимистичен в зрелые годы. Все, что сохраняется в театре по привычке – ведет к угасанию. Но всегда есть надежда на его неожиданное возрождение. Театр может ошибаться, разочаровывать. Хочется, чтобы он был правдивым, но он может и обманывать. Ему присущи все достоинства и недостатки конкретного человека, сообщества людей и всего человечества. Один и тот же театр может переживать неоднократные взлеты и падения, слыть консерватором или аккумулировать самые свежие идеи, у кого-то вызывав равнодушие, кому-то безумно нравиться.

Кимрский государственный драматический театр был создан 25 мая 1942 года во время Великой Отечественной войны в результате объединения двух театров: Ржевского театра (город находился в гитлеровской оккупации) и Торжокского (Торжок был в прифронтовой зоне). Его директором и главным режиссером был назначен А.М.Гиацинтов.

Официально коллектив начал свою деятельность 11 июля спектаклем «Профессор Полежаев» Рахманова в летнем театре городского сада. В труппе насчитывалось всего 9 актеров, которые и были задействованы в постановке. Вот их имена: А.М.Гиацинтов, В.А.Вишневская, Н. Накашидзе, Е.А.Тарасов, П.А.Огурцов, И.М.Ошанин, Е.А Чижова, И.К. Лагздынь, Н.С.Соколова. Следующий спектакль, «Поздняя любовь» А.Н.Островского, был поставлен в воинской части, причем площадкой для импровизированной сцены послужили два грузовых автомобиля. Вскоре в театр прибыли актеры: Н.П.Советов, А.Р. Целищев, А.И.Саянова, А.И.Жемчужникова, М.Я.Вепринский. Любопытный документ был найден недавно в Кимрском муниципальном архиве. В нем говорится, что 7 октября 1942 года Кимрский горсовет постановил предоставить драмтеатру помещение клуба промкооперации для работы в осенне-зимний период, а также принять меры для пополнения труппы театра, обеспечить актеров квартирами, питанием, одеждой и обувью. Всего в 1942 году театром было поставлено 9 спектаклей.

В 1943-м и в последующие годы труппа пополнилась актерами: А.М.Зайцевой, Н.А.Турковым, Муратовым, Ф.С. Новским, А.И.Лавровым, Д.М.Станкевичем, М.М. Чарухиной, М.М. Русинюком, Б.Л. Файнбергом (он же был заместителем директора), В.Г.Штейном, И.С. Иорданиди, Р. Гриценко. Оформляли спектакли художники Э.И. Шнейдерман и Г.Ф.Коллонтай. Зрители увидели новые работы: «Жди меня» К.Симонова, «Машенька» А.Афиногенова, «Нашествие» Л.Леонова, «Последние» М.Горького. В конце 1943 года состоялся творческий отчет театра в областном центе, г. Калинине (ныне Тверь), который прошел с большим успехом. В годы войны нередко проходило по 2-3 спектакля в день: днем в госпиталях, вечером – для гражданского населения. Коллектив театра вносил посильный вклад в дело победы над врагом. Помимо выступлений в воинских частях и госпиталях, артисты покупали облигации 2-го военного займа, собирали деньги в фонд обороны, за что получили благодарность от Верховного главнокомандующего И.В.Сталина. После Победы 26 человек из коллектива театра были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

В послевоенные годы были поставлены: «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Свои люди, сочтемся», « Богатая невеста» А.Островского, «Русский вопрос» К. Симонова, «Два брата» М.Лермонтова, «васса Железнова» М.Горького, «Слуга двух господ» К.Гольдони и другие. Регулярно ставились спектакли для детей. 7 мая 1951 года в театре было торжественно отмечено 30-летие творческой деятельности А.М.Гиацинтова. Были показаны фрагменты из спектаклей « Беспокойная старость» Л.Рахманова, «Бесприданница» А.Островского, «Машенька» А.Афиногенова, в которых играл юбиляр.

В 1950-е годы в театре появились новые актеры: Н.В. Силкин (1912-1994), до конца жизни игравший ведущие роли, М.Н.Горчакова, П.А.Вронский, Т.А. Скварковская, А.С.Павловский, Т.Т.Иноземцева, А.В.Танаевская, И.К. Смагин, В.К. Дубова и другие.

В 1952 году театр отметил 10-летие. После официальной части был показан спектакль «Любовь Яровая».

В 1956 году А.М.Гиацинтову было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Этот год отмечен гастролями театра в Москве. Искушенным столичным зрителям были показаны два спектакля: «Испанцы» М.Лермонтова, «Мораль пани Дульской» Г.Запольской. Вот только несколько спектаклей сыграны в 1950-е годы: «Бешеные деньги», «Светит да не греет», «Гроза» А Островского, «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина, «Ревизор» Н.Гоголя, «Севильский цирюльник» П.Бомарше, «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, «Финист-ясный сокол» Шестакова.

Под руководством талантливого режиссера кимрский театр достиг значительных высот.

После ухода из жизни А.М.Гиацинтова, главным режиссером Кимрского драматического театра становится актер и режиссер (вновь вернувшийся в труппу в 1956 году) Федор Сергеевич Новский (1898-1979). При нем коллектив сохранил достигнутые ранее высоты. Директором же становится А.С.Шокин.

В 1962 году, коллектив отметил 25-летие сценической деятельности актрисы А.М.Зайцевой (1913-1994), всеобщей любимицы зрителей. Анастасия Михайловна была особенно хороша в образе простой, бойкой, искрометной и веселой женщины.

Яркий след в истории театра оставил главный художник, Л.Э. Гамбургер. Леонид Эмильевич окончил Строгановское училище, Тбилисскую академию художеств. В кимрском театре работал с 1957 года. Оформил 66 спектаклей. Создал серию детских рисунков в издательствах «Детский мир» и «Советский художник».

В 1960-1970-е годы кимрские зрители увидели спектакли: «Иркутская история» А.Арбузова, «Мачеха» О.Бальзака, «Укрощение строптивой» В.Шекспира, «Трибунал» А.Макаенка, «Василиса Мелентьева» А.Островского и другие.

После ухода из театра главного режиссера Ф.С.Новского эту должность занимали Г.В.Акулов, А.С.Чубисов, П.И.Пружанский, А.А.Хабичев, А.А.Асанин,В.В.Петрашевич. Директорами театра помимо уже упомянутых А.М.Гиацинтова и А.С.Шокина были: А.А.Катышев, (1931-1999), В.И.Гуляев, В.А.Козин (1940-2002) (последний являлся и главным художником). В 1970-80 г.г. в театре появляются новые яркие имена. Среди них Г.И.Поклонский (1918-2000), Р.М.Абрамова, получившая в 1996 голу почетное звание «Заслуженная артистка России», супружеская чета заслуженных артистов Башкирии В.К.Пастаногова (1929-2005) и Г.В.Должанской, Е.В.Сикачев, получиший в 1999 году звание»Заслуженный артист России».

В конце 80-х годов театр возглавил Н.А.Рябов. Яркий самобытный режиссер, сумевший увлечь труппу новыми идеями, своей одержимостью, фанатичной любовью к театральному искусству. Им были поставлены: «Дядя Ваня» А.Чехова, «Гроза» А.Островского, «14 Красных избушек» А.Платонова и др.

В конце 1970 – х годов театр был закрыт на реконструкцию. Только в 1984 году начались строительные работы. Здание радикально изменилось. Стало современным, оснащенным новой театральной техникой, улучшились постановочные возможности сценической площадки, здание стало комфортным и для актеров и для зрителей. Неоценимую помощь в реконструкции театра оказал наш земляк С.В.Башилов, занимавший высокий пост в правительстве СССР.

26 октября 1991 года состоялось долгожданное открытие театра после реконструкции. В фойе зрителей встречали главный режиссер О.А.Лавров и директор В.А.Козин. Председатель Кимрского горсовета В.Л.Ушаков разрезал символическую ленточку перед входом в зрительный зал. На церемонию открытия приехали гости из Москвы, Твери и других городов. В зале присутствовали министр строительства СССР С.В.Башилов и Председатель Союза театральных деятелей России Народный артист СССР М.А.Ульянов. В этот день игрался спектакль «Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега поставленный новым главным режиссером Лавровым О.А., назначенным на эту должность в марте 1991 года, а в 1994 году он стал художественным руководителем театра. Именно его творческий потенциал и эстетические пристрастия определяют лицо театра. Сегодняшний театр представляет из себя команду единомышленников, профессионалов, ставящую перед собой высокие цели в искусстве, обладающую большими творческими возможностями, которые позволяют решать сложнейшие художественные задачи.

Лавров Олег Алексеевич в 1996 году был удостоен почетного звания «Заслуженный артист России», а в 2007 году звания «Народный артист России».

Спектакли, определяющие творческое лицо театра идут десять и более лет. Это: « Страсти под вязами» Ю. о Нила, « Блоха» Замятина, «Трамвай «Желание» Т. Уильямса, «Вишневый сад» А. Чехова, «Цилиндр» Э. де Филиппа, «Таланты и поклонники», «Последняя жертва» А.Н.Островского, «Желтый кошелек с бисером по окаему» В.Москаленко, «А зори здесь тихие» Б.Васильева и другие.

Одна из последних работ театра – « Кто боится Вирджинии Вульф» Э.Олби. К предстоящему семидесятилетию театра готовится спектакль по пьесе М.Горького «Последние».

История театра богата яркими талантливыми спектаклями, уникальными актерскими индивидуальностями, самобытными режиссерскими работами. История театра- это десятки тысяч спектаклей, сыгранных в родном городе и области, гастроли в Москве и Санкт Петербурге, участие в фестивалях и культурных акциях.

Богатство театра – это успех и признание у сотен тысяч благодарных зрителей.

70 лет – это довольно много, когда вспоминаешь имена и судьбы, совсем мало для подведения итогов. Это зрелый возраст для того, чтобы, уже имея опыт, свободно творить.