О людях закулисья Кимрского театра Драмы и Комедии

Театр существовал во все времена и во всех уголках земли. Это один из наиболее зрелищных видов искусства. Сила его воздействия велика, а возможности разнообразны. Театр предлагает свой способ познания окружающего мира через спектакль, который является результатом деятельности многих людей.

27 марта служители Мельпомены отмечают Международный день театра. Это праздник сотен тысяч людей, посвятивших свою жизнь театральному искусству, а также миллионов зрителей, являющихся его поклонниками.

Вспоминая о просмотренном спектакле, люди в первую очередь говорят об актерах и режиссере, зачастую не задумываясь о том, что в театре работает масса других сотрудников, от которых также зависит качество постановки и духовное обогащение зрителя: звукорежиссеры, осветители, постижеры, костюмеры и другие работники. Сегодня мы узнаем о людях закулисья Кимрского драматического театра.

«ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ»

Эта фраза приписывается великому Константину Станиславскому, ведь именно он совместно с Владимиром Немировичем-Данченко начал прививать культуру в театре, пытаясь избавить зрителя от привычки кушать и разговаривать во время спектакля, а также сидеть в одежде в зрительном зале.

Когда зритель приходит в театр, в первую очередь обращает внимание на те самые вешалки, о которых говорил Станиславский, а потом и на женщину, которая принимает весь ненужный в зрительном зале балласт. Гардеробщица Нина Михайловна Тимонина работает в Кимрском театре вот уже девятый сезон. Постоянные зрители знают ее в лицо, иногда беседуют с ней, делятся впечатлениями о спектакле.

— Нина Михайловна, считаете ли Вы, что нужно вносить настроение зрителю, когда он только пришел на постановку?

— Конечно. Зрителя можно оттолкнуть, если неправильно встретить его. В театр идут с особенным настроением, которое необходимо поддержать. Я часто общаюсь с постоянными зрителями, мы обмениваемся мнениями о спектакле и обсуждаем общечеловеческие темы. Иногда я рассказываю историю театра тем, кому это особенно интересно. Мне нравится контакт с людьми, за это я и люблю свою профессию. Люди, посещающие театр – истинные театралы.

— Вам часто удается посмотреть постановки во время работы?

— Конечно. Если я захочу увидеть спектакль, мои коллеги поддержат меня и проследят за рабочим местом.

— У Вас в гардеробе оставляют какие-то необычные вещи на время спектакля?

— Нет. Все как обычно – рюкзаки, шапки, шарфы, зонты оставляют. Зато вещей забывают много, особенно в новогодние праздники. Мы приносим забытое администрации театра и всегда надеемся, что утерянное заберут. Увы, что-то так и остается у нас.

— Находятся ли еще люди, переобувающиеся в театре?

— Конечно, некоторые зрители еще соблюдают этикет. Это большая редкость в наше время, — не все знают, что необходимо переобуваться.

— Наверное, переобуваются люди преклонного возраста?

— Да, в основном это люди старой закалки, но бывает и молодежь переобуется. Всегда приятно видеть воспитанных людей.

КОСТЮМЕРНЫЙ ЦЕХ, КАК ДОМ РОДНОЙ

Если о зрителях заботится гардеробщица, то за актерами ухаживает костюмер Валентина Петровна Громова. Она с удовольствием показала костюмерный цех, который является для нее любимым местом в театре. Валентина Петровна с трепетом рассказала о своей профессии:

— Как Вы попали на эту интересную должность?

— До прихода в театр работала швеей. А потом из театра ушла костюмер, и моя дочь с зятем решили предложить на должность мою кандидатуру. На тот момент руководство театра знало меня, как ответственного человека, поэтому согласились с предложением.

Когда пришла в цех, навела такой порядок складирования и хранения костюмов, чтобы удобно было найти нужный предмет в любой момент: обувь стоит на полках, вещи висят на вешалках, у каждой из них есть своя бирка с номером.

— Как происходит процесс подборки костюма?

— Ко мне в цех приходят режиссер, художник и швея, которые подбирают сценическую одежду для актеров. Если какого-то наряда нет в наличии — им занимается швея.

— У некоторых костюмов наверняка деликатные ткани, которые стиральной машинкой не то, что отстирать – испортить можно. Как решаете эту проблему?

— А для этого у меня есть все моющие средства. В наше время нет трудностей со стиркой.

— Актеры не всегда бывают довольны костюмом, возможно, предлагают свои идеи, как Вы с этим справляетесь?

— Для некоторых актеров подбор одежды происходит быстро, а кому-то и день, и два ищем, но все-таки находим тот самый наряд, который ему нужен для образа. Это нормальный рабочий процесс.

— На гастроли тоже приходится ездить?

— Нет, сама я на гастроли не езжу. Подготовлю все костюмы к гастролям, снаряжу швейным набором, а летом и тазик с кипятильником дам, чтобы сами актеры позаботились о костюмах.

ИЗ МУЗЫКАНТОВ В ЗВУКОРЕЖИССЕРЫ

Ни одна театральная постановка не обходится без услуг звукорежиссера, который обязан оперативно следить за качеством поступающего звука, создавать атмосферу спектакля, наполнять его красочностью и достоверностью. Денис Александрович Амутных работает звукорежиссером меньше года и с каждым днем все больше пополняет «багаж» знаний в этой области.

— Что Вас привело в эту профессию?

— В сфере музыки являюсь довольно активным участником – играю на гитаре, немного на губной гармошке и тамтамах, поэтому звукорежиссура оказалась мне близка. Когда мне сказали, что в театр требуется звукорежиссер, сразу согласился.

— Вам чем-то помогла эта работа?

— Конечно. Стал понимать звук глубже, отличать басы и частоты. Некоторые актеры мне даже помогли в этом. Настраивать микрофон и басы меня научил В. Сухарев, несколько советов дал А. Азовсков.

— А что делаете, если актер внезапно забыл реплику?

— Если я хорошо знаком с текстом, то могу быстро сориентироваться и найти выход из положения.

— Каким образом происходит подбор музыки для спектакля?

— Вначале идет неделя читки текста, а затем режиссер приглашает меня на репетицию и говорит, какую музыку ставить в ту или иную сцену.

— С какими проблемами можно столкнуться во время спектакля?

— Во время работы у звукорежиссера может возникнуть проблема из-за неправильной эксплуатации аппаратуры. На моем опыте была только проблема с внезапно отключившимся электричеством.

КТО В ТЕАТРЕ ВЛАСТЕЛИН СВЕТА?

Профессионализм художника по свету оценивается по тому, насколько незаметна его работа зрителю. Если вы смотрите и вам все нравится, ничто не отвлекает от происходящего на сцене, значит, осветитель на славу потрудился. В светооператорской рубке театра служат три художника по свету – заведующая цехом Елена Владимировна Васильева и ее помощники Диана Айратовна Каскинова и Михаил Алексеевич Раков.

— Первый вопрос, который напрашивается, это почему вас трое? Одному человеку не справиться?

— Мы каждый спектакль переставляем свет, поэтому нас так много. Если спектакль не слишком сложный по свету, то работают два человека.

— Когда начинается рабочий день?

— На обычный спектакль приходим за два часа, на более сложный – за четыре. Пульт управляет 140 прожекторами, а основная аппаратура находится на сцене. Техническая подготовка занимает немало времени.

— В какой момент репетиций вы включаетесь в работу?

— Пока нет декораций, нет смысла ставить световое оформление. Свет в спектакле позволяет усилить задумку режиссера и художника, которые указывают, какой свет ставить.

— Осветитель – это сугубо технический работник или он должен обладать неким творческим подходом к делу?

— Это очень творческая профессия техника, которая создает атмосферу, сообщает о времени суток или года, с его помощью можно подчеркнуть эмоции, настроение. Иногда, конечно, можно переборщить с освещением, но не ошибается тот, кто не работает…

Актеры и режиссеры привыкли получать внимание, славу и симпатию зрителей, а другие работники театра всегда находятся в тени. Следует знать, что театр – искусство синтетическое. Это значит, что театральная сфера включает в себя разные науки, искусства и виды профессий, взаимодействующих между собой. И эта чудесная взаимосвязь необходима для возникновения спектакля.

 

Анна Филиппова, Кимрский ВЕСТНИК
Фото: Александр Петров