Спектакль «День отдыха»

В 2003 году режиссер Олег Лавров поставил на сцене возглавляемого им Кимрского государственного театра драмы и комедии некогда популярную пьесу писателя советского времени В. Катаева «День отдыха».

После возвышенно-трагичного спектакля «Трамвай «Желание» Т. Уильямса, премьера которого состоялась годом раньше, «День отдыха» дает возможность зрителям искренне веселиться. Такова установка художественного руководителя театра – стараться формировать репертуар не просто разнообразными, а даже контрастными по содержанию и форме постановками. При этом неизменными остаются романтизм и элегантность спектаклей театра.

Все, что происходит на сцене в «День отдыха» остроумно, неожиданно и стильно, в чем немалая заслуга художника-постановщика Геннадия Зубарева и темпераментной труппы театра, принимающей участие в спектакле почти в полном составе. Режиссер же принадлежит к тем творческим натурам, для которых работа над спектаклем – начало и продолжение удовольствия, а удовольствие – это определенный в воображении и интерпретированный на сцене стиль.

Шарм постановок Лаврова состоит в реализованном стремлении удивить зрителей изысканной простотой антуража, создав атмосферу, в которой действие развивалось бы естественно лишь в заданных стилистических рамках. В этом контексте комедия советского драматурга середины прошлого века предстает современным действом – ярким, чрезвычайно подвижным и органичным, несмотря на множество несовместимых с реальностью эпизодов.

Действие спектакля развивается на ослепительно белой сцене. Белый, как оптический абсолют, как эталон чистоты и легкости, как лист бумаги, на котором может быть выведено любое послание, как мода вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня, был избран режиссером в качестве смыслового художественного жеста. Расширенное сознание, воображение и требовательность Олега Лаврова позволили ему с удивительной легкостью объединить в белоснежном пространстве немного классики, немного гротеска, неожиданно привнести испанскую символику на уровне трендовых костюмных элементов так, что стильные и оживленные сценические «картинки», меняя друг друга, срастаются в территорию театра со своей эстетической задачей и предназначением радовать и удивлять зрителя.

Почти в каждом своем спектакле Кимрский театр выбирает заведомое движение к тем или иным чувствам зрителей. «День отдыха» В. Катаева – это перехлест позитивных эмоций, это радость, которой часто не хватает даже тем, у которых все есть.

Сценическое пространство спектакля минималистично и роскошно одновременно, оно легко трансформируется благодаря подвижности декораций, а эпатажное сочетание белого с золотым налетом кое-где и ярко-красного придает ему максимальную выразительность.

Художественно-пластические решения спектакля балансируют между причудливостью и строгостью, между искусством и кичем, но режиссерская фантазия всегда остается под контролем вкуса и понимания внутренней логики поведения действующих лиц.

Основная музыкальная тема спектакля – фрагменты «Кармен-сюиты» Р. Щедрина. Театр шутит над всеобщим излучением страсти в «испанском духе» для того, чтобы вызвать улыбку у тех, кто вспомнит, что день отдыха в доме отдыха – это всегда свобода желаний, темперамент и… флирт.

Спектакль «День отдыха» просто рассчитан на зрительский восторг, так как в нем присутствует составляющая успеха – атмосфера, которую создают гармонично связанные в единое театральное целое открытость комедийного материала, своеобразие хореографических миниатюр, тонкий юмор режиссерских решений, яркая выразительность актерского исполнения и карнавальное начало общего замысла.

Краски спектакля радуют и бодрят, все то, что входит в поле зрения расхожей красивости эстетизировано, направлено на то, чтобы увести зрителя от обыденности, возвысить, вознести.

Обязанность этого спектакля – устроить для пришедшей на него публики… день отдыха.

Автор: Наталья Андреева