На одном дыхании

В рамках федерального проекта поддержки малых городов России и межрегиональной программы «Большие гастроли» Великие Луки посетила труппа Государственного Кимрского театра драмы и комедии, который был рожден в годы Великой Отечественной войны. И, судя по элегантным и торжественным обложкам программок, языком фотографий рассказывающих о становлении этого уникального коллектива, театр отметил недавно свое 75-летие.

В гости, разумеется, он приехал не с пустыми руками. Четыре спектакля: «На бойком месте» А. Н. Островского и «А, может быть, ты не робот?» Э. Тейлора – для взрослой публики, сказки «Кот в сапогах» И. Чернышева и «Чудесный колодец» Л. Духаниной – для детей, были просмотрены на одном дыхании и оценены по достоинству. Вообще же, богатство репертуара наших соседей из города Кимры, наличие в нем и такой острой пьесы, как «Кто боится Вирджинии Вульф» Э. Олби, давно ставшей мировой классикой, и военной баллады «Не покидай меня» А. Дударева, и чеховского «Вишневого сада», и комедии Б. Рацера и В. Константинова «Стихийное бедствие», давно обжившей российские театральные сцены, о многом говорит, и, прежде всего, о том, что у этого театра есть свое лицо. Ну, а в том, что он обладает по-своему неповторимой манерой игры и стилем, мы убеждались в течение нескольких вечеров.

Приветствуя великолукских театралов, директор Государственного Кимрского театра драмы и комедии Татьяна Сараева напомнила, что, прежде, чем приехать к нам, жители г. Кимры принимали у себя гастролирующую труппу Великолукского драматического театра.

– И знаете, – подтвердила Татьяна Ивановна, обращаясь к главному режиссеру, заслуженному артисту РФ Павлу Сергееву, – наши зрители до сих пор оставляют благодарности в адрес вашего коллектива.

А поскольку, испокон веков, старинный русский город Кимры славился своими отменными сапожниками, то труппе-хозяйке был преподнесен большой пирог, украшенный красивыми съедобными сапожками, изготовленный руками кимрских хлебопеков.

Знакомство же с Кимрским театром началось с комедии Островского «На бойком месте», поставленной заслуженным артистом России Е. Сикачевым. В этой «истории одного постоялого двора», обретшего свое право на жизнь путем разбоя и продолжающего длить существование новыми грабежами часто проезжающих через эти бой кие места купцов, видятся все те же человеческие страсти, которые двигают людьми как в середине XIX века, так и в наши, по-прежнему не благословенные на подобные подвиги дни. И одним из добытчиков окровавленного богатства является Вукол Ермолаевич Бессудный – хозяин постоялого двора, не только убивающий несговорчивых купчиков, но и спаивающий тех, кто, не имея силы характера, готов задержаться в его страшной гостинице и подольше. До той поры, пока не наступит прозрение.

В роли Бессудного занят артист В. Ведерников. Ненавязчивыми мазками пишет он образ своего героя, только по затаенному взгляду да по некоторым зловещим репликам можно и понять, насколько темна и опасна эта натура. Вукол Ермолаевич появляется на авансцене незаметно, и так же исчезает с нее. Впрочем, на авансцене он предпочитает находиться редко, – ему роднее какие-нибудь тенета в глубине сценического пространства, благо, что его резная деревянная изба обширна и таит немало спрятанных от глаз зрителя комнат и подсобных помещений, лестниц и переходов (художник-сценограф Г. Хлебородова).

Жена Вукола Ермолаевича – бойкая и колоритная Евгения Мироновна, не гнушается за денежки богатых постояльцев, таких, к примеру, как не знающий ни в чем себе отказа, бесконечно пьяный «мажор» Петр Мартынович Непутевый (А. Филатов), и честь свою и супруга легко продать. Ловкая, напористая, все везде успевающая прихватить и нужное – ядовитое слово, промолвить, клеветница Евгения Мироновна в исполнении Е. Сливочкиной, определенно имеет талант наводить пагубные чары на окружающих. Это ей нашептывает, вкладывает неблагочестивые мысли в сознание невидимый искуситель, и нашептывание это в спектакле Е. Сикачева, в его современной интерпретации комедии Островского, отнюдь не выглядит только шаманским заклинанием. Здесь прочитывается евангельское понимание воздействия мира невидимого на не защищенных молитвой людей. Поэтому «веселые» сцены действа нет-нет, да и превращаются в трагифарс.

Глубокая противоположность Евгении Мироновне сестра Бессудного – сирота Аннушка (В. Минаева), девушка чистая, богомольная и влюбленная в местного помещика Павлина Ипполитовича Миловидова (В. Сухарев), человека широкого, разбитного, довольно испорченного, хотя и не лишенного обаяния. Любовный треугольник, который возник благодаря завистливой и откровенной кокетке Евгении Мироновне, в конце концов, затрещит по швам, и именно страдающая тихоня Аннушка со своим непререкаемым, обостренным чувством справедливости разрушит, как злые чары, непрочную конструкцию наваждения. Тем самым как будто напомнит: «Сила Божия в немощи совершается».

Искреннее, правдивое проживание героев в сценическом антураже, действительно, подкупает необычайно. Причем не только игрой главных, но и тех, кто, как казачок Гришка (М. Серов), разорившийся Пыжиков (В. Калашников), работник Бессудного Жук (А. Азовсков), или приказчик Непутевого Сеня (С. Потапов), появляется на сцене ненадолго. И только лишь для того, чтобы залихватски выдать эдакие коленца или, имитируя едва скрываемую слабость к выпивке, как у ямщика Разоренного (В. Бутаков), эффектно продемонстрировать конвульсии рук и ног. Одним словом, режиссеру-постановщику удалось наделить и этих, эпизодических персонажей, довольно запоминающимися чертами, которые, через всю их немногословность, имеют стойкие психологические характеристики.

Эффектным был и счастливый финал комедии, когда к израненному в ночной стычке с предупрежденными кем-то купцами Бессудному являются все им загубленные души. В полном мраке они обступают его, держа в руках горящие пурпурным светом фонарики, словно из преисподней, и требуют одного – воздаяния.

Совершенно иной эстетикой дышала еще одна работа Кимрского театра – комедия «А, может быть, ты не робот?» Э. Тейлора, весьма эксцентрично и живо повествующая об агрессивном вторжении в мир человеческих индивидов цивилизации роботов. Перекочевав из области научной фантастики в умы деятельных изобретателей, эта идея сегодня вполне реализована. Но не изменится ли человеческое общество от такого внедрения «умных машин»? По крайней мере, герои спектакля доказательно продемонстрировали, как под воздействием научно-технического прогресса изменилась жизнь в одной квартире, а роботы, имитирующие ее хозяина Бена Брейсуэлла (В. Ведерников) и ее хозяйку Черил Брейсуэлл (Е. Сливочкина), вышедшие из повиновения создавших их ученых – Тома Гилберта (В. Бутаков) и Нины Фрост (Е. Снегирева), обнаружили, что среди всех участников забавного шоу, вероятно, и людей-то нет. Но роботы в этом не желают себе признаться, уж больно привлекательной для них оказалась человеческая личина, обрамленная в профессиональные доспехи.

Вот зритель и ломает голову над тем, кто они на самом деле – и эта как-то угловато ступающая по сцене журналистка Ева Поллок (В. Минаева), и этот схематичный, будто не отклоняющийся в сторону от заданной программы мистер Йоко (А. Азовсков)? Впрочем, сомнения вызывают и сами ученые – Том и Нина, утверждающие, что важным в этом мире было и останется доверие между людьми.

Газета: ВПНовости

Статья: Людмила СКАТОВА

Фото: Александра ВОРОБЬЕВА