Спектакль «Синий платочек»

Всем нашим бабушкам посвящается

Сказать, что спектакль по пьесе Валентина Катаева, написанной еще во время войны, хорош – ничего не сказать. Тогда писатель написал текст для музыкальной комедии, практически водевиля, – для поддержания духа и солдат, и работников тыла. Режиссеру Кимрского театра Олегу Лаврову удалось сделать глубокий, добрый и очень своевременный спектакль о войне и людях, вынесших на своих плечах все ее тяготы. И пропеть настоящую оду русской бабушке, у которой найдется для всех и доброе слово, и чашка чая. С селедкой, если нет булочек.

Мало того, что пьесу Катаева наполнили новым, драматическим содержанием (хотя комедийные элементы никуда не исчезли), в «Синем платочке» использовано множество таких находок, которые ставят спектакль на очень высокую планку в современном театральном процессе России. Как изобразить уют маленького провинциального городка без громоздких и дорогих декораций? А поставить на освещенный абажуром стол (где потом займет свое место гостеприимный самовар) макеты узнаваемых кимряками домиков, пустить по тому же столу деревянных лошадок, а освещенные окна распахнуть кукольными руками. Управляют куклами сами актеры, и вполне профессионально. Как показать подбитый танк? Модель танка сгорает прямо на столе. А еще – музыка. Кроме собственно всеми любимого «Синего скромного платочка» звучало передающее атмосферу предвоенных и военных лет танго «Ах, эти черные глаза». И в самый драмати-ческий момент – симфоническая музыка Чайковского. А еще одна находка – это пантомима на балконе в исполнении заслуженной артистки России Риммы Абрамовой -напоминание о прошлой, прекрасной, ушедшей жизни (даже и не довоенной, о более ранней…).

Что касается самой игры, то режиссеру и актерскому коллективу (удивительно слаженному, сыгранному) удалось найти единственную, точную интонацию, – без пафоса и надрыва, без фальши и нажима. Особенно же были хороши молодые актеры Виктор Сухарев (танкист Федя Солнцев) и Марина Андреева (Зоя Фиалкина). Ну, и конечно, бабушка Ксения Петровна Ложкина (артистка Галина Егорова). Как сказал нам председатель Законодательного собрания области Андрей Епишин (он депутат от Кимрского округа), он по окончании спектакля бросился звонить своей бабушке. И такая оценка даже выше, чем признание Андрея Николаевича: «Много смотрю спектаклей, особенно в Москве. Этот спектакль в ряду самых значительных явлений».

Еще не могу не повторить рассказ старой зрительницы (а у Кимрского театра образовалось что-то вроде фан-клуба из постоянных зрителей): «Во время войны я работала в госпитале. И как-то подсела к роялю и заиграла «Синий платочек». Подошел ко мне раненый – старик (сейчас я понимаю, что молодой). И поцеловал меня в голову: «Девочка моя, моя дочка в Краснодаре тоже училась играть на пианино. А я всех потерял». Вот какой рассказ.

Ну, и слово самому режиссеру Олегу Лаврову, народному артисту России, поставившему спектакль про «город Щеглы на Волге, похожий на Кимры»: «Мне кажется, сегодня доброта и нежность из русских людей уходит. Идет лавина пошлости, порока и криминала. И театр только может этому противостоять. Наш театр построен на любви. Спасибо, что есть хороший коллектив.».