Это все о нас

Перед закрытием театрального сезона, которое состоялось 24 апреля, главный режиссер театра Е.В. Сикачёв давал нашей газете интервью, в котором он сказал, что премьерная постановка «Семейный портрет с посторонним» по пьесе С. Лобозерова, представленная на закрытии сезона, о русском народе, о России. Так, собственно, оно и есть. Выходя после спектакля на улицу, я слышала разговор зрителей. «Да, это о нас», — говорили женщины. «О нас», — вторили мужчины. Да, это обо всех нас, о русском народе, на котором держалась и держится вся Россия. Обычная деревенская семья. Да, кричат, да, шумят, да, ссорятся и тут же мирятся, и радуются. Работают до «седьмого пота». Это происходило и происходит в каждой русской избе. В последние годы мы много говорим об исторической памяти. Нас тревожит, что молодые люди поверхностно усваивают историю страны, слабо знают прошлое своего народа. Мы замечаем снижение интереса к прошлому своих городов и сел, невнимание к памятникам истории и культуры. А что сами мы делаем для того, чтобы этот интерес у наших детей и внуков сохранить?

Могу смело сказать, посмотрев все премьерные постановки нынешнего сезона, наш театр является мощным идеологическим оружием. Пусть эти мои слова звучат немного казенно, как в былые времена, но это так и есть. И мне отрадно сознавать, что именно наш, кимрский, театр, как раз и пробуждает в молодых, и не только, людях тот самый интерес.

Всему актерскому ансамблю великолепно удалось показать ни с чем несравнимый деревенский образ жизни, образ мышления. Ведь деревня это община, и она в некотором роде продолжает оставаться общиной. Поскольку и поныне каждодневно и без исключения что-то делает на земле, что-то добывает, сажает на ней для себя. Это то самое, что отличает ее от города. Сейчас, конечно, она иная, но это тема другого разговора. Мы же говорим о спектакле, так вот повторюсь, что общину деревенскую в нем удалось показать очень тонко, куда с трудом пускаются чужаки. В чем, несомненно, заслуга главного режиссера Е.В. Сикачёва и всего актерского ансамбля.

Сунувшемуся «со своим уставом в чужой монастырь» городскому художнику Виктору (актер Всеволод Шувалов), ой, как не просто приходится. Да еще Мишка, деревенский баламут, масла в огонь подлил, да так, что и сам не рад. Всех перебаламутил, перепугал, вот и «чешет в затылке», как «взад отыграть». Этакий дед Щукарь, только молодой. Отличная игра одного из главных героев Антона Филатова. Такие «Мишки» в каждой деревне были и есть. Надо отметить, что актеры не просто играли, они проживали жизни своих героев. Вот что важно.

Каждому хоть раз да приходилось слышать, что, вот, дескать, годы прожиты, а вспомнить нечего. Значит, не были эти годы наполнены чувствами. Они могли быть сытыми и голодными, трудными и легкими, но для души пустыми, вот и «нечего вспомнить». Сколько раз по любому трудному и непонятному, радостному и горькому случаю обращается одна из главных героинь, мать Тимофея, Бабка, к портрету своего умершего супруга с разными причитаниями. Хочется отдать особый поклон актрисе Светлане Мокиенко. Она не побоялась превратиться из молодой женщины в старуху. И  в какую! В великую старуху! Без которых сельский мир немыслим. Она мне очень напомнила мою баушку (именно баушку, в деревне не говорили иначе) Настасью. Они, наши бабушки, были хозяйками в сельской семье, на них держался дом. Они все могли и умели. Вот такую бабушку и показала нам Светлана Мокиенко – всех любящую, всех понимающую, всех жалеющую. Пусть не очень грамотную, но житейски очень мудрую. Эти ее частые обращения к портрету мужа тоже неспроста – это обращение как раз к тем истокам, о которых говорила выше. И внучку свою Таню (актриса Валерия Подопригора) она понимает лучше, чем ее замотанная работой мать Катерина, у которой и минуточки нет для себя. На работе от нее все чего-то вечно требуют, и дома всем что-то от нее надо, продохнуть некогда. В голове все время надо держать: а как завтра? Вот села однажды, опустив руки, и заплакала.

Очень тонко прожила актриса Валентина Злыдова женскую долю. Думаю, многие женщины в зале в этот момент увидели всю свою жизнь и также захотели всплакнуть. А потом, как и героиня В.Злыдовой Катерина, сказать: «Живем, как умеем!». А, впрочем, она счастлива со своим Тимофеем (актер Алексей Азовсков). Они вырастили хорошую дочь, которая сумела в этом городском чужаке Викторе рассмотреть добрую душу, ведь плохого человека она бы не полюбила, их дочь. Верно говорят, что «счастлив тот родитель, у детей которого добрая душа, а не богатая мошна». Так что Катерина и Тимофей не только счастливые супруги, но и счастливые родители.

Но давайте все-таки перейдем к нашему самому главному герою – главе семейства Тимофею. Хоть и верховодит баушка, но… Кто в доме хозяин? Земля всегда держалась и держится на мужике. Кто всегда были главными учителями в деревне? Правильно, бабки да дедки, да деревенские мужики. Вот он, Тимофей, хоть и на одной ноге, что поделаешь, бывает, выпил лишнего, ногу сломал, да ого, ого. Ежели что, ежели какой супостат на нас посягнет, на семьи наши, на землю нашу, мы и на одной ноге постоять за себя сможем. Актер Алексей Азовсков одинаково тонко умеет передать и чувства аристократа, и чувства русского, деревенского мужика. В очередной раз он это доказал. Его Тимофей только кажется нерешительным, на самом деле – дух его очень мощный.

Очень бы хотелось отметить в спектакле богатый русский язык, при этом напрочь отсутствует пошлость и мат. А вот настоящий юмор очень даже присутствует. Нам показали нашу жизнь, как она есть, со всеми ее кульбитами, при этом без соленых словечек. За что огромное спасибо режиссеру и актерам. В спектакле много музыки, звучат русские народные, патриотические песни. Они льются из старенькой «радиолы». Поют сами актеры. Я лишний раз убедилась, думаю, не только я, что в нашем театре действительно подобралась талантливая труппа. Будь моя воля, позволила бы газетная площадь, о каждом бы рассказала тебе, дорогой читатель.

В данной постановке показали нам любовь к родной земле, заставили зрителя тоже проникнуться этой любовью. А любовь к родной земле, к Родине – это всегда душевная боль, зовущая к действию, по обстоятельствам. И, повторюсь, мы и на одной ноге, ежели что, сумеем за себя постоять, как это доказал главный герой. В советское время был такой лозунг, но это верно и по сей день: «Жива семья – жива Держава». И спектакль «Семейный портрет с посторонним» как нельзя лучше это нам доказал. Мне затруднительно выделить здесь игру кого-либо из актеров, назвала только главных, но замечу, что в постановке не было проходных ролей. Каждая несла в себе определенную нагрузку. Не будь колоритного фельдшера Васи (артист Виктор Сухарев), санитара Левы (артист Андрей Кулаев) или участкового (артист Даниил Ващенко) и других действующих лиц, наверное, и не получился бы тот сельский мир, который получился – настоящий, живой.

Большое спасибо всем актерам за доставленное наслаждение колоритной деревенской жизнью. Спасибо главному режиссеру Евгению Викторовичу Сикачёву, что сумел разбередить наши души, показав нас такими, какие мы есть. Спектакль действительно о России, а душа России русская деревня, многострадальная, кровоточащая. Прошедший театральный сезон был не прост для всего коллектива театра, усложнялся и пандемией. Но коллектив стоически все вынес на своих плечах, порадовав зрителя отличными спектаклями. Надеемся на скорые встречи в новом сезоне и на такие же сильные, интересные постановки. До скорых встреч.

Зоя Кораблина