Страстной бульвар

Кимрский государственный театр драмы и комедииВ самом живописном месте города, на высоком берегу Волги стоит величественное здание Кимрского государственного театра драмы и комедии,  который вот уже 70 лет радует спектаклями. Театр создан 25 мая 1942 года. Основателем и первым его директором и художественным руководителем был А.М.Гиацинтов. В разные годы в театре работали такие известные актеры, как В.А.Вишневская, А.М.Зайцева, Б.С.Грачев, А.И.Лавров, А.С.Павловский, Н.В.Силкин, В.К.Пастаногов и другие.

В день моего приезда в театре давали спектакль «Таланты и поклонники» А.Н.Островского, в зрительном зале было много молодежи. Театр популярен. В чем же секрет его популярности? На этот и другие вопросы отвечает художественный руководитель и главный режиссер театра, народный артист России Олег Лавров.

— Олег Алексеевич, как вы пришли в режиссуру?

— Двадцать лет я работал актером. Начинал в Московском областном театре, а потом решил вернуться в родной город, где было сыграно много ведущих ролей: Никита в спектакле «Власть тьмы», Подхалюзин в комедии А.Н.Островского, Мольер в булгаковской пьесе, Иван Войницкий, Ричард III… Более 60 интересных ролей, которые оставили неизгладимый след в моей судьбе. В 1991 году решил попробовать себя в режиссуре, поставил спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо «Цилиндр». Режиссура меня полностью захватила и увлекла. Я понял, что нашел свое истинное призвание. В то время были проблемы в театре с художественным руководством, и, просмотрев ряд моих работ, Управление культуры Тверской области назначило меня главным режиссером, а в 1994 году — художественным руководителем театра.

— В этом же театре работал актером ваш отец.

— Да. После возвращения с Великой Отечественной войны в 1946 году он был приглашен в труппу театра, где познакомился с моей мамой, которая участвовала в одном из спектаклей в массовке. Все мое детство прошло за кулисами этого театра. Я видел яркие и интересные спектакли 50-60-х годов. Впитал трепетное отношение к театру как к искусству. Впечатление от тех лет осталось на всю жизнь.

— Как определяется репертуарная политика вашего театра?

— Самое главное — качественная, высокая драматургия. И, конечно, темы, которые волнуют меня в настоящее время. Это «Трамвай «Желание» Т.Уильямса, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Тот, кто получает пощечины» Л.Андреева, «Мольер» М.Булгакова, «Страсти под вязами» Ю.О’Нила, «Желтый кошелек с бисером по окоему…» В.Москаленко. Эти названия, несмотря на то, что Кимры — город небольшой, идут уже много лет.

— Бытует мнение, что актер — это пластилин в руках режиссера или пустой сосуд, который нужно наполнить. А для вас кем является актер?

— Я считаю, что стержнем в театре является актер. Его индивидуальность, его творческая личность, его отношение к жизни, неравнодушная жизненная позиция необходимы. Яркая форма в спектакле должна сочетаться с глубиной актерского проживания роли.

— Когда спектакль готов, можно ли предугадать его судьбу?

— Наверное, да. Все зависит от той энергетики, которую ты вкладываешь в постановку. От тех проблем, поднятых в спектакле, которые созвучны сегодняшнему времени. Я работаю, как правило, подолгу и никогда не выпускаю спектакли в сыром виде. Я сохраняю в репертуаре много лет только те спектакли, которые не перестают волновать меня, актеров и зрителей, и которые, на мой взгляд, имеют высокий профессиональный уровень.

— Что для вас сложнее — классика или современная пьеса?

— Сложнее всего осуществить свой замысел, независимо от того, классика это или современность. Иногда бывает, такой ход придумаешь, что его очень сложно осуществить. Например, мы очень долго работали над, казалось бы, легкой пьесой В.Катаева «День отдыха», в результате чего из бытовой пьесы родился спектакль поэтической, яркой театральности.

— Вы режиссер жесткий или демократичный?

— Необходимо быть жестким в осуществлении своих идей, но не заставлять артистов формально исполнять предложенное, а увлекать их своим замыслом.

— У вас сильная труппа.

— Да. Она создавалась годами. Я проповедую театр единомышленников, театр профессионалов. В театре постоянно идут занятия по повышению актерского мастерства, это и регулярные занятия по сценической речи, движению, пластике, что позволяет актеру постоянно быть в тонусе и хорошей творческой форме. Труппа состоит из талантливых актеров, немало и молодых, которые приходят к нам из театральных учебных заведений Ярославля, Казани, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.

— Изменился ли за эти годы зритель?

— К сожалению, сейчас зритель стал все более тяготеть к легкому жанру, что, конечно огорчает, но ни в коем случае нельзя идти на поводу у дурновкусия и потворствовать пошлости.

— Ваша дочь Ксения Лаврова-Глинка пошла по вашим стопам.

— Ксения окончила Школу-студию МХАТ, курс О.П.Табакова, и сейчас работает в МХТ и снимается в кино. Она человек талантливый, мыслящий, с яркой творческой индивидуальностью, и я не вмешиваюсь в ее художественный мир.

— Нередко чиновники от культуры стараются навязать театру свое мнение и в плане руководства и в плане репертуара. Как у вас обстоят дела?

— У нас деловой контакт и с администрацией области, и с законодательным собранием, и с Комитетом по делам культуры Тверской области, во главе с Е.В.Шевченко. И от них мы получаем только помощь и поддержку. Мы воспринимаем чиновников не в традиционном понимании этого слова, а как единомышленников, прогрессивно мыслящих, увлеченных людей, они бывают на всех наших премьерах.

— Скоро театр отметит 70-летие…

— Очень бы хотелось, чтобы традиции, заложенные талантливыми основателями театра, продолжались, их энергетика жила в наших душах. Чтобы театр был островом человечности, душевности, неравнодушия, любви.

Автор: Бергер Юрий