27 марта – Международный день театра. Праздник не только профессионалов, но и любителей популярного вида искусства.
В мае исполняется 75 лет Кимрскому театру драмы и комедии. В годы Великой Отечественной войны в наш город была эвакуирована из Торжка труппа талантливых мастеров сцены во главе с опытным актером и режиссером Александром Михайловичем Гиацинтовым (Булочниковым), засл. деятелем искусств РСФСР. К этому времени в Кимрах был свой театр, он уже седьмой год гастролировал по деревням и селам Калининской области и назывался колхозным передвижным театром. Александр Михайлович стал и директором и художественным руководителем театра. В состав творческого коллектива сформированного нового учреждения культуры вошли еще и эвакуированные актеры из Ржева. Буквально через два-три месяца труппа с успехом демонстрировала свои таланты кимрским зрителям, а состояла она всего-то из 9 актеров, 6 из них – артисты Новоторжского театра. Это А.М. Гиацинтов, В.А. Вишневская (его супруга), Н.А. Накашидзе, Е.А. Чижова, Е.А. Тарасов, И.К. Лагздынь. Глубокие и трогательные сюжеты первых поставленных спектаклей, искренняя игра актеров сразу снискали любовь зрителей. До сих пор Кимрский театр удивляет не только местных, но и зрителей, приезжающих к нам из Тверской области и ближайшего Подмосковья.
В канун международного праздника – Всемирного дня театра довелось побывать на премьере спектакля «Баба Шанель» уральского драматурга Николая Коляды. Рядом сидела супружеская пара, приехавшая из Калязина.
ХОТЬ В ТЕМНОТЕ, НО В ПЛАТЬЕ
А на сцене в этот день вокруг праздничного стола суетились пять женщин, после городского мероприятия готовых отметить 10-летие коллектива. Незаметно входит, а через некоторое время пытается стать главной шестая героиня. Как выяснилось, она будет солировать, а остальные подпевать, стоя на заднем плане в тени. Для пожилых – это нестерпимая обида. Самой старшей – Капитолине Петровне 90 лет, на пять лет моложе – Сара Абрамовна, 80 лет Ираиде Семеновне, 75 – Нине Андреевне, 70 – Тамаре Ивановне, а ей – самой молодой Розе Николаевне всего 55 лет. Почти модельная мерка: 90-60-90! Дамочки весьма моложавы, суетливы, подвижны. Все бы хорошо, но вот та, молодая – всем в дочки годившаяся – вывернула все их жизни наизнанку. Пять женщин с несбывшимися мечтами, одинокие, «никому не нужные», для которых чуть ли не единственным общением являются репетиции народного ансамбля «Наитие» при обществе инвалидов, два часа «учат жизни» зрителей. Ну и что, что Капа любит выпить и бросить в лицо матерное словцо, Сара от всех требует внимания своим познанием поэзии, Тома хвастается балетным мастерством, а подруги называют ее «бухгалтер-балерина», Нина – командир – почти «бомбила», показывает себя и шебутная Ираида. Наблюдая за происходящим на сцене, ловишь себя на мысли: что это – фарс или лирическая комедия? К тому же в действе прорываются трагические ноты, которые не смешат вовсе. А в спектакле есть еще один герой – руководитель ансамбля, тридцатилетний баянист Сергей Сергеевич (провинциальный неудачник), единственный в их жизни мужчина. Все женщины в него влюблены. Конечно, трудно понять эту любовь – то ли она материнская, то ли недополученная от детей, то ли… В общем, тайна женщин (90-60-90), кроме одной, которая постоянно пытается целовать Сергея Сергеевича (арт. Алексей Азовсков), осталась нераскрытой. Театр – искусство условное, образное. Что не объяснил драматург, что не выделил режиссер, что не показали артисты, додумает сам зритель.
Неугомонные женщины, а их играют: засл. артистка России Римма Абрамова, Светлана Шишкова, Галина Егорова, Нина Порозина, Галина Вытоптова, обмениваются то колкостями, то воспоминаниями о пережитом, то пытаются демонстрировать свое вокальное мастерство, заставляя зал не только смеяться, но и задуматься об одинокой старости и силе воли пожилых. Вот пришла к ним в коллектив молодая – бывшая чиновница, «всю жизнь юбку в предбаннике у мэра протиравшая», и начинает петь «до-ре-ми-до-ре-до»!» Нет, командовать ей здесь они не позволят! Да и Сереженьку просто так не отдадут! Эта Баба Шанель не раз услышит и познает подколы, незлобивую ревность, словесную войнушку женщин, которые, почуяв опасность в лице молодой пенсионерки-конкурентки, объединятся, забыв прежние обиды, и поставят ее на место. А в коллектив все-таки примут – пенсионерка же! Значит, своя.
Сценарий, поставленный режиссером-постановщиком засл. артистом России Евгением Сикачевым, состоит как бы из частей, подобно музыкальному произведению, здесь их две – ансамблевый, застольные диалоги, и солирующий – исповедальный. У каждой героини есть своя мелодия, которой она дирижирует по-своему. Необходимо отметить работу дизайнера по костюмам и художника Галины Хлебородовой. Выдержав в одной цветовой гамме платья всех пяти героинь (коллектив же!), она сумела создать для каждой отдельный наряд (все дамочки по жизни разные). Большая удача и в оформлении сцены. На темном фоне – белые тонкие музыкальные инструменты, стремящиеся в воздушное пространство – удачный ход. Не позволяет забыть премьеру игра Риммы Абрамовой, сумевшей легко вжиться в образ 90-летней Капиталины Петровны и весь спектакль привлекать к себе внимание зрителей.
Людмила САЛЕЕВА